ХСІ. [Опровержение этих доводов]
Вот как говорят об этом древние поэты:
Силы души одновременно с телом всегда возрастают[1].
Кроме того еще, если душа по природе бессмертна[2], Если она внедрена в наше тело при самом рожденьи, То отчего мы не можем припомнить, что было с ней раньше, И не храним никакого следа ее прошлых деяний? Если в такой уже степени свойства души изменились, Что от прошедшего всякая память изгладилась вовсе, То, на мой взгляд, недалеко она и от смерти блуждает. Следует, значит, признать нам, что духа природа телесна[3], Так как стрелы пораненье ему причиняет страданье. |
Или:
Так как природу души совершенно не ведают люди[4]:
В чреве ль родится она, иль внедряется после рожденья, Гибнет ли наша душа, отделившись от тела по смерти, В сумрак ли ада нисходит, в пустых ли витает пространствах Или по воле богов переходит в различных животных. Кроме того[5] наблюдаем мы, как заодно с нашим телом Дух нарождается и заодно с ним растет и стареет. То, что наш дух можно вылечить так же, как тело больное, И поддается искусству врачебному он, как мы видим, Предзнаменует, что он обладает природою смертной[6]. ...возмущается дух и душа, как сказал я, и силы Их рассеваются врозь и дробятся от яда болезней[7]. ...припадок болезни, проникнув в суставы, приводит душу в смятенье[8]. Также при тяжких страданиях тела и дух наш порою С толку сбивается: он начинает безумствовать, бредить, А иногда человек в летаргии тяжелой впадает В сон непробудный, когда увядают глаза и движенья[9]. Вместе с телом родится душа... Вместе растет и под бременем старости вместе же гибнет[10]. ...Сочетать воедино со смертным бессмертное; думать, Будто совместные чувства являют они и взаимность, — Было б безумно... Возможно ль придумать что-либо различней И отдаленней одно от другого по разности свойств, Нежели то, что бессмертно, и то, что подвержено смерти, Чтобы их вместе заставить сносить все жестокие бури[11]? Как, неужели возможно, отец, чтобы и ныне стремились Горние души на свет и затем к возвращенью В косную плоть[12]? |
[1] Лукреций, кн. 3. ст. 745.
[2] Там же, ст. 669.
[3] Там же, ст. 176.
[4] Лукреций, кн. I, ст. 112.
[5] Там же, кн. III, ст. 446.
[6] Там же, кн. III, 509.
[7] Там же, ст. 498.
[8] Там же, ст. 491.
[9] Там же, ст. 464.
[10] Там же, ст. 458.
[11] Там же, ст. 799.
[12] Вирг., Энеида, кн. 6, ст. 739.