К каким результатам ведут неосновательные, возмутительные и оскорбительные различия между семьями, различия, которые люди совершенно напрасно устанавливают между собой, словно они существа различных видов и различной природы, словно одни из них лучшего, более чистого происхождения сравнительно с другими? Что получается от этого? Получается то, что принадлежащие к разным семействам презирают и сторонятся друг друга, считая, что они более высокого и почетного происхождения, чем другие. Отсюда получается, что они презирают и бесчестят друг друга, стараются обесславить друг друга и даже отказываются родниться друг с другом браком на том основании, что род таких-то и таких-то вызывает против себя некоторые возражения; эти возражения обычно основаны лишь на пустых и глупых слухах и на ложных выдумках и мнениях, какие люди вбили себе в голову, будто существуют роды колдунов и ведьм, причем эти фантазии строятся на безделицах, на пустяках, на пересудах невежественных, пристрастных и злонамеренных людей. Если бы слушать все эти наветы, то ни один род, ни одна семья не могли бы быть уверены, что они совершенно чисты от подобных воображаемых пятен: ибо, как можно видеть на каждом шагу, семьи, считающие себя самыми чистыми и больше всего нарекающие на других, сами оказываются жертвой пересудов и толков других. Впрочем в тех или иных фамилиях отдельные лица могут вести себя дурно или совершить дурной поступок; это довольно частое явление, так как нет таких семейств, в которых никто никогда не вел себя дурно. Спрашивается, справедливо ли, чтобы все остальные члены семьи, будучи, быть может, честными людьми, становились из-за этого предметом косых взглядов и презрения? Должны ли честные люди страдать за виновных и наравне с ними? Должны ли честные нести клеймо стыда за пороки и преступность других? Это без сомнения несправедливо, так как каждого надо оценивать по его собственным заслугам, а не по чужим заслугам и недочетам. Что еще получается от этих пустых и возмутительных различий между фамилиями? В результате люди с более высоким положением желают использовать это преимущество и воображают, что имеют гораздо большую цену, чем все прочие. Поэтому они хотят всегда властно и тиранически господствовать над людьми, подчинять их своим законам, словно они только и родились для того, чтобы господствовать и командовать, а все остальные родились для того, чтобы служить им и быть их рабами.
Дети знатных, говорится в «Телемахе», воспитываются и растут в атмосфере такого высокомерия и гордости, что в них стирается все, что могло бы быть в них хорошего. Они смотрят на себя как на существа другой породы, чем остальные люди; все прочие кажутся им посланными на землю богами только для того, чтобы им угождать, служить и предупреждать все их желания и приносить им все как божествам. Счастье служить им, по их мнению, — достаточно высокая награда для тех, кто им служит. Все должно быть для удовлетворения их, малейшее промедление уже раздражает их пылкую и страстную натуру: они неспособны любить ничего на свете кроме самих себя. Они чувствительны только к своей личной славе и к своим удовольствиям; только несчастье в собственной жизни, говорит тот же автор, обычно делает князей и вельмож более сдержанными и чувствительными к несчастью других; пока они не отведали ничего, кроме сладкого яда успеха, они считают себя чуть ли не богами на земле; они хотят, чтобы горы стлались равнинами перед ними для их удовлетворения. Они ни во что не считают людей, хотят играть природой. Когда они слышат разговор о страданиях, они не знают, что это такое; для них это сон; они никогда не видели расстояния, разделяющего добро и зло; только несчастье может привить человечность и превратить их каменное сердце в сердце человеческое; тогда они чувствуют, что они — люди и что надо щадить других людей, им подобных.
Все эти непорядки явно обнаруживают, какое злоупотребление заключается в этих пустых и возмутительных фамильных отличиях, совершенно ни к чему устанавливаемых людьми в своей среде.
LI. Пятое злоупотребление [нерасторжимость брака]