LXXXV. [Различие между образованием естественных вещей и искусственным созиданием]
Согласно учению этого автора, которое я изложил довольно пространно и которое разделяется всеми картезианцами, самыми рассудительными из всех философов, ясно и очевидно, что образование всей нашей вселенной и всех произведений природы, даже порядок их, их расположение и положение и все, что есть в них самого прекрасного, самого совершенного, могли, как я уже сказал, быть делом одних лишь сил природы; это значит, что они могли быть результатом одной движущей силы частиц материи, различным образом вращаемых, сочетаемых, движимых, связываемых и изменяемых в отношении друг к другу. Ведь эти философы, хотя и являются богопоклонниками и христопоклонниками, не считают необходимым для производства всех перечисленных результатов что-либо другое кроме этого, следовательно не видят необходимости также в какой-либо разумной силе. Они определенно заявляют, что, если бы бог не установил мира сразу в таком виде, в каком он существует, мир пришел бы к тому же порядку со временем, благодаря силе движения. Они не только утверждают, что все со временем установилось бы в том же порядке силой и действием законов движения, они буквально утверждают, что если бы бог установил его не в том порядке, в который они приведены этими законами движения, то все было бы опрокинуто и приведено этими законами в тот порядок, в каком мы видим вещи в настоящее время. Итак на основании этого учения наших знаменитых картезианцев, богопоклонников и христопоклонников, очевидно, что возникновение, порядок и расположение всех творений природы при всей своей изумительности не показывают и не доказывают ни в малейшей мере существования превыше всего совершенного разума и следовательно не могут ни показывать ни доказывать бытие всемогущего бога как создателя материи и виновника ее движения.
LXXXVII. [Они поэтому должны признать, что материя обладает движением сама от себя]